Custom course

‘Custom course’ или ‘чего хочет (что нужно?) АйТи’

Я преподаю английский уже более 8 лет, 6 из них в компаниях, по большей части в АйТи. В моем послужном списке  значатся компании как ‘продуктовые’, так и ‘аутсорсные, плюс частные студенты из множества АйТи компаний. Преподавала ‘по учебнику’, по ‘собственному выбору тем из разных учебников’, общий и бизнес английский, ‘кастомизированно’ по запросу студентов (интервью/переезд) и т.д. Во время обучения сталкиваюсь с проблемами разного рода, и, обучая частных студентов из других компаний, понимаю, что проблемы у всех одни и те же, будь это маленький офис на 10 человек или огромная компания в пару тысяч сотрудников. Отсутствие мотивации, занятость студентов, устаревшие материалы, неактуальные темы, отсутствие системы – можно продолжать, но я о другом хотела рассказать. Коллеги задают вопросы, поэтому решила написать ‘об этом’ и узнать о вашем опыте.

Два месяца назад компания попросила меня о ‘custom course’ для сотрудников. Да, уровень у студентов невысокий, но ‘мы хотели бы, чтобы к концу лета наши ребята могли то и это’. Представители компании чётко сформулировали цель, вместе мы определили необходимость/актуальность тем и временной промежуток. Компания дала время на подготовку ‘кастомизированной’ программы обучения. Просмотрев уже в который раз кучу учебных материалов, выбрав определенные темы, соответствующие уровню группы, “собрала” программу обучения. Не включала в программу темы, которые как бы и “бизнес-английский”, но не актуальны для студентов этой компании. Да, АйТи требует “бизнес английский”- деловая переписка, собеседования, презентации, но большинство учебников содержат темы (и таких в учебниках – половина), которые не нужны студентам на данный момент, а может и вовсе не нужны (а мы же поставили задачу в минимальные сроки выучить только самое необходимое). В итоге получился вот такой учебный процесс.

Step 1 – предоставить студентам программу обучения, чтобы они знали, чему научаться и что пропустят, если не будут посещать занятия. Я разбила программу на 3 больших блока, каждый покрывает 2-3 темы, после каждого – промежуточное тестирование.

Step 2 – придерживаться программы, несмотря на использование разных ресурсов.  Мне в этом помогает собственное приложение, которое систематизирует мою работу и дает возможность моим студентам вернуться к предыдущим занятиям при необходимости или просто посмотреть, что было на занятии, что задали на дом, и какие комментарии (ошибки, новые выражения, интересные слова) были сделаны на занятии. Я вношу все эти данные в систему, и по окончании занятия система отправляет ‘нотификацию’ студентам на email, так что да, мы в итоге научились произносить launch, как ‘лонч’, а не ‘ланч’, потому что получая нотификацию с этим словом в комментариях и ссылкой на словарь, вероятность ‘наконец-то произносить слово правильно’ возрастает в разы. Домашнее задание со всеми ссылками на аудио, pdf или другими файлами, четко описанное в письме, которое приходит на почту каждому студенту, увеличивает шансы на его выполнение. Если студента не было на занятии он может не только посмотреть, что было задано, но и скачать все необходимые файлы.

Пример:

Step 3 – обучать подготавливая к промежуточному тестированию, чтобы это тестирование потом не было стрессом. Мы с ребятами из *instinctools учимся уже месяц, и вот недавно закончили первый блок. Так вот тестирование – мы пригласили нейтив спикера – John McTavish (CELTA teacher, by the way), послушать наших студентов по части speaking – ребятам самим было интересно, будет ли их понимать нейтив спикер и поймут ли они сами его вопросы. Ребята конечно немного волновались, но мы все had a lot of fun). В общем наше тестирование получилось близким к реальной ситуации. Они понимали, к чему готовятся, и зачем учат слова типа ‘deal with’ или ‘challenging’ – они услышали их в речи нейтив спикера, поняли их и были этому очень рады. М – мотивация))

Step 4 – давать фидбэк. Джон дает свою оценку, я – свою. Таким образом получаем ‘родной фидбэк (я знаю своих студентов и то, как они работали в течение месяца), и фидбэк со стороны (Джон выступал в роли ‘заказчика’, то есть максимально близко к реальности) – выходит самая реалистичная оценка (наши ребята получили стикеры с ‘оценкой’ помимо комментария Джона. По окончании курса запланирован “final assessment”. И вот тут такой момент – если программу обучения вы “собрали сами” из разных ресурсов, то задания для промежуточных/финальных тестирований вам придется делать самим (в отличие от обучения по учебнику, где все тесты уже идут в комплекте с курсом)

Step 5 – держать ‘заказчика’ в курсе, как у вас дела. Для начала – отчетность по посещаемости и успеваемости (если она у вас ведется). Я всегда вела отчетность в Google Sheets – относительно легко заполнять, легко мониторить ту же посещаемость. На данный момент, система в которой я работаю, формирует документ, который содержит информацию о посещаемости, количестве проведенных занятий, пройденных тем, успеваемости (при необходимости). При необходимости представители компании всегда могут получить такой документ. ‘Заказчик’ вашего курса может быть хорошим помощником в формировании мотивации у ваших студентов. Да, звучит как учительница из школы звонит родителям, чтобы пожаловаться на ученика, а тот после звонка какое-то время в общем-то неплохо учится. Но в случае обучения в компаниях вы таким образом можете узнать, почему студент пропустил занятие, или понять, почему студент так или иначе реагирует на определенные activities.

Step 6 – have fun! Обучение – это всегда частично стресс. Студенты зачастую переживают (особенно с низким уровнем), получится ли у них, поймут ли они, как пройдут тестирование и т.д. Поэтому, сделать так, чтобы они искренне засмеялись, очень стоит, хотя бы для того, чтобы разбавить местами скучные или тяжелые задания (да, такие тоже есть).

Если в кратце, то суть такая: краткосрочные курсы (когда видно, “где заканчивается горизонт”), а не “свободное плаванье” в течение года в попытке “добить учебник/уровень”, будут иметь больше смысла. Плюс четкое соблюдение процесса обучения. Я сама учусь в Гёте Институте уже который год, там курсы разбиты на семестры по 3.5-4 месяца и за каждый пройденный семестр мы получаем “бумажку”- подтверждение, о том, какие мы молодцы и как хорошо (или не очень) справились в это семестре. Я сама преподаватель, знаю как учится, чтобы выучить, и все равно всегда ощущаю каждый пройденный семестр как “ачивку”)). Да и когда знаешь, что через 3-4 месяца, а не через год чему-то научишься, завершишь какой-то “гештальт”, то и с мотивацией проще. А что касается следующего семестра, каждый сам решает, пойдет ли дальше учиться. В общем, это “мысли вслух”. На самом деле такой подход требует очень много подготовительной работы преподавателя дома, так как “собирая” кастомный курс, надо потратить кучу времени, что в общем-то не облегчает работу преподавателя, но вероятно может сделать обучение более направленным, а студентов – заинтересованными.

*instinctools в работе)))

Photo credits: Евгения Налецкая

Special thanks to John McTavish for help and being so friendly and attentive to us! (If anyone’s interested in a CELTA certified native speaker, John is the one))

Пока излагала мысли, немного поискала на эту тему, пару полезных ссылок как для преподавателей, так и для работников АйТи, изучающих английский:

  1. Английский для IT. Как учиться программисту + 79 ресурсов
  2. English for Information Technology
  3. Как учить английский язык программистам?

У меня нет возможности общаться с коллегами ежедневно на работе, потому что в компаниях, которых я работаю, я – единственный преподаватель. Поделитесь опытом в комментариях, как у вас дела с АйТи? Как мотивируете – взываете к советси, раздаете конфеты, “наказываете”? Что используете в преподавании? Какие результаты? Вы когда-нибудь делали ‘custom course’? У вас в компании есть специализированные курсы или только курсы на прохождение уровня? Буду очень благодарна за любой ваш experience-sharing))