Softly sKilling

В конце 2020 было 10 лет, как я преподаю английский. За эти 10 лет я перешла с бумажного календаря, обычного, который сама распечатала, на собственное приложение для менеджмента процесса обучения и ведения “истории студентов”. Система хранит все данные с самой первой ошибки студента, чтобы спустя какое-то время можно было вернуться “назад во времени” и оценить прогресс. В то же время система ведет и статистику моей работы, например, подсчет проведенных занятий. Так вот, система говорит, что на данный момент я провела 7000+ занятий. К чему я это рассказываю? Сейчас объясню.

Тот самый бумажный календарь

 

7000+ занятий – это сотни студентов, десятки групп. Это огромное количество людей, с которыми мне повезло работать, учить их, и учиться у них. За эти 10 лет и 7000+ занятий я видела, как общаются люди (ведь основная цель изучения языка – это собственно общение). Слышала, как общается человек, когда встречается с тобой впервые. Как меняется общение спустя какое-то время. Как трудно или легко человеку начать говорить (и дело тут даже не в уровне английского языка). Видела, как место работы, должность и профессия накладывают отпечаток на стиль общения. На данный момент в моей системе – 35 групп (из них часть архивных, и часть активных). То есть, я получила возможность увидеть, как общаются люди в команде. Как обсуждают тему, выражают мнения, слушают друг друга, слышат (или нет), как перебивают, спорят и находят (или нет) компромиссы.

Я начала преподавать английский в группе впервые – в школе. Самой обычной государственной школе 10 лет назад. Тогда изучение английского выглядело так: набор слов под тему, текст/аудио с этими словами, грамматика по табличке, пересказ текста. Сегодня изучение английского – это не только про наборы лексики, грамматику и тексты (не знаю, так ли это в государственных школах на данный момент, меня хватило на 4 месяца в школе), а еще и целый большой кусок тех самых “гибких” навыков – soft skills. Мы ведь учим не просто язык, а язык для общения. Современные курсовые учебники английского по большей части содержат блоки, покрывающие определенные soft skills. Например: как выразить свое мнение, как вести small talk, как выступать с презентацией и тд. (особенно курсовые учебники по Business English). Надо признать, что в курсовых учебниках конечно не раскрываются все аспекты soft skills. В них скорее дается основа/схема и специфические выражения, чтобы дать возможность студенту попрактиковать тот или иной навык (или хотя бы представить, что тот или иной навык из себя представляет)

А нужны ли вообще эти гибкие навыки? Вопрос скорее риторический. За 7000+ часов преподавания мне встречались очень разные студенты. Встречались такие, что говорят очень много, и при этом ничего не говорят. И наоборот. Один уверял, что все ребята из его команды не умеют общаться, не понимают его (а он тимлид), и при этом совсем его не слушают (на секундочку, он сменил 5 рабочих мест за пару лет, но не будем за него переживать, в итоге он понял, что проблема была не в людях, с которыми он работал). Другой мой студент, врач, сдавал специализированный экзамен по языку, частью которого была необходимость показать свои гибкие навыки: проявить эмпатию к пациенту, например.

Но я решила копнуть глубже и найти подтверждение тому, что как минимум на работе от нас ожидают, что мы будем уметь общаться, мыслить критически и разрешать конфликты. Я провела своего рода исследование вакансий, которые были опубликованы IT компаниями (я работаю в этой сфере 8 лет, поэтому выбрала именно ее) за 2020 год. Для исследования взяла Беларусь (это моя родная страна), Украину (я сейчас живу здесь) и Европу/Америку. Для каждого блока выбрала 30 крупных IT компаний (у которых открыто 20+ вакансий) и просмотрела 500+ вакансий для каждой страны. То есть, в сумме я просмотрела 1500+ вакансий. Что я искала? Искала в вакансиях спрос на soft skills, помимо технических/”твердых” навыков.

Период: январь – декабрь 2020

Компании: 90 IT-компаний с количеством вакансий 20+ на момент исследования (в основном крупные компании)

Страны: Украина / Беларусь / Европа / США / мировые гиганты

Вакансии: любые (технические / менеджерские / sales / и тд.)

Материал для исследования: без изменений, copy+paste прямо с вакансий компаний


 

Исследование спроса на гибкие навыки в сфере IT привело к любопытным выводам:

Soft Skills Tables (таблицы с материалом для исследования)

⇒ Есть компании, в описании вакансий которых гибкие навыки выделены отдельным блоком. Полагаю, это может говорить о подходе компании к подбору сотрудников и желании создать максимально комфортное окружение, в котором все сотрудники обладают определенными развитыми гибкими навыками. ИМХО

⇒ В описании технических вакансий зачастую гибкие навыки либо отсутствуют вообще, либо указаны минимально (по большей части это касается нашего Восточно-Европейского пространства). Ну тут мысль такая: “технарям” итак много всего знать надо, да и спрос на них большой, поэтому требовать от них еще и гибких навыков будет уже слишком. Либо “гибкие навыки – это итак само собой разумеющееся”. И все же, даже в таких вакансиях указано как минимум “communication skills”.

⇒ Чем выше позиция (с приставками Senior, Lead, Principal etc.), тем длиннее список требуемых гибких навыков. То есть, хочешь подыматься по карьерной лестнице, будь добр, расти не только как специалист, но и как человек. Есть вакансии, на которые требуются “сверх-люди” – с каким-то невероятным набором гибких навыков (такие вообще существуют?)

Например, вот такого Key Account Director хочет Oracle в Австралии. На скриншотах ниже только третья часть описания требований в вакансии:

Вот такого SQA Tester ищет Pornhub в Монреале (левее) или такого Reliability Engineer в US ищет ASML Holding (правее):

 

⇒ Чем круче (известнее/популярнее?) компания, тем интереснее и обширнее у нее список гибких навыков в вакансиях. Это не просто про стандартное “excellent communication skills” и “critical thinking”, а про красиво завернутое “you’re ready to push boundaries—and yourself” или “excellent sense of judgement” вплоть до соответствия твоих гибких навыков собственной системе ценностей компании, как у Grammarly. У компаний Ubisoft, Google, Amazon, Spotify можно бесконечно листать вакансии и постоянно находить новые soft skills. И в целом, если сравнивать списки гибких навыков у компаний представленных на рынке Беларуси и Украины, то они значительно меньше “Европейских / Американских”.

⇒ Любопытный момент: требуемый в вакансиях уровень английского за пару лет подскочил с A2-B1 до B1-B2. То есть, если раньше искали разработчиков с Pre-Intermediate/Intermediate, то теперь в большей части вакансий указано Intermediate/Upper-Intermediate. (Хотя варианты “чтобы мог читать тех задание”  или “английский не нужен, за вас будут говорить” – тоже изредка встречаются).

⇒ Зачастую вакансии разбиты на 2 блока, когда речь о требованиях. Например: Basic Qualifications & Preferred или Must-Haves & Nice-to-Haves. Чаще всего гибкие навыки встречаются во втором блоке, то есть, скажем, “скилы не первой значимости”. Но тут, безусловно, все зависит от позиции. Есть такие, где весь первый (более важный блок) заполнен soft skills.

⇒ После изучения 1500+ вакансий,  я смогла сложить средний образ идеального кандидата (относительно наличия soft skills): во-первых, вы можете на пальцах рассказать о вашей хитро-сплетенной блокчейн системе такому человеку, как я (то есть вообще ничего не понимающему в этих ваших мониторах с цифрами и буквами), и при этом такой человек, как я, все поймет. Во-вторых, вам ок, когда задание описано так, что даже люди, писавшие его, не до конца понимают, что там за задание, – вы же thrive with ambiguity in a chaotic and fluid environment. А если неожиданно ураган, пожар или, скажем, пандемия, то вы не сильно переживаете, потому что вы очень adaptive, и в принципе можете работать, даже если за окном ветер вырывает деревья с корнями и проносит их мимо ваших окон. И конечно же вы обязательно team player! Вы не представляете себя без команды, и вообще вместе веселее и релизиться, и фейлиться, и фиксить, и получать от заказчика, и естественно тимбилдиться.

Видюшечка для разбавки текста: когда в гугле вводишь название компании и добавляешь careers / jobs, обычно первой ссылкой гугл дает страницу компании с вакансиями. Лучшая – у Apple. Просто посмотрите на это short intro, который видят потенциальные кандидаты, когда заходят на страницу: https://www.apple.com/jobs/us/. Стандартный сценарий роликов у многих других компаний – это про “наш офис / наших ребят / наш продукт”. В то время как Apple говорит, “Join Us, и в то же время Be You” и собственно уже в самом short intro описывают своего нового сотрудника.

 

Самый “требуемый” гибкий навык – тут без сюрпризов – communication skillsвстретилось в 100% исследованных мной вакансий. Если вы пройдете по ссылке на таблицы soft skills, которые требуют компании, и сделаете поисковой запрос со словом “communication”, вы получите 275 результатов или со словом “communic” – 364 результата. Абсолютно все компании, которые я исследовала, хотят, чтобы вы умели общаться. Если сделать поиск, к примеру по слову “team” или “problem”, то цифры тоже выходят довольно внушительные.

И тут подсказочка для тех, кто пишет/составляет вакансии: как можно красиво по-английски завернуть про communication skills, ну помимо good / excellent / strong /outstanding: can communicate clearly and empathetically both face-to-face and in writing / is an articulate and efficient communicator / ability to clearly communicate in a dynamic environment across all levels / excellent communication: you know what to say and more importantly, how to say it/ или вы просто идете по ссылке на таблицы soft skills, и вуаля – 100500 вариантов.

Отсюда вывод:

“Сегодняшний работодатель, неважно местный он или иностранный, в разностей степени is already sKilling you Softly. Вам уже приходится или придется еще прокачать/улучшить/развить ваши гибкие навыки”


 

Что делать и как теперь с этим жить?

Изучая вакансии, я вовсе не расстраивалась, и меня не пугали большие списки требуемых гибких навыков, потому что с подружками за бокалом вина я – прекрасная собеседница, совсем неконфликтный человек, а уж мыслить критически и решать проблемы – это вообще мое (и я тут же в подкрепление только что сказанного вспомнила, как нашла выход из ситуации, когда не знаешь: взять бутылку белого или красного, а я такая “а давайте Розе возьмем!”). Сарказм. 

Параллельно с изучением спроса на гибкие навыки, я проходила курсы, которые раскрывают понятия различных гибких навыков, дают лайфхаки, инсайты, техники, где делятся опытом и пытаются помочь тебе понять, насколько твои, скажем, communication skills хороши (или нет), и что тебе теперь с этим делать. В целом за 2020 я провела 120 часов со специалистами в сфере soft skills (смотри некоторые из них тут). И вот тут ты понимаешь, что история с “Розе” вообще не “прокатывает”. Вот эти 2 популярных слова “communication skills” подразумевают под собой большое количество ситуаций, где приходится проявлять (если есть конечно) разные аспекты вот этих самых “communication skills”. Проще говоря, наличие чувства юмора – это прекрасно, но совсем не достаточно для работы в команде над большим проектом.

Надо признать, что некоторые курсы содержат слишком много воды (даже платные). У всех сегодня нет времени, и покупая курс, как бы хочется, чтобы вот “с чувством, с толком, с расстановкой” все рассказали. А-нет. Сидишь такая и помимо того, что тема гибких навыков итак не самая простая, еще и выуживать самую ценную информацию приходится. Полагаю, вы, так же как и я, цените свое время. Поэтому, я собрала все самое интересное и практичное из того, что мне довелось прочитать / услышать / изучить во вовремя моего исследования, и готова поделиться своими находками в виде короткого курса “Softly sKilling“.

Если в следующих ниже 3-х характеристиках вы узнали себя / сотрудников вашей компании / ваших коллег, и подумали, что неплохо бы предложить вашим коллегам/сотрудникам освежить знания / узнать что-то новое (сейчас особенно актуально и популярно учиться и развиваться) в области soft skills (по большей части самого популярного навыка – communication skills), просто лет ми ноу:

  • Я работаю в команде (то есть, вам есть с кем ежедневно общаться на работе)
  • Мой уровень английского крепкий Pre-Intermediate и выше (курс на английском языке) – ну и 2-х зайцев убиваем сразу: мало того, что “поколупаемся” в теме communication skills, так еще и фразочки всякие по-английски подучим 🙂
  • Я уже пришел к пониманию того, что моих communication skills достаточно только для того, чтобы решить проблему с выбором напитков в ресторане (см. выше мою ситуацию с Розе)

Кратко о содержании курса Softly sKilling, или поговорим о:

  • Communication Essentials (что там рассказывают “британские ученые” про коммуникацию, и как ее улучшить)
  • А еще конечно про Active Listening как часть коммуникации (чтобы успешно общаться, надо еще и слушать правильно)
  • Telling Stories – как доходчиво рассказывать/объяснять (даже если вы травите байки лучше всех в вашей компании друзей)
  • Asking questions – как задавать вопросы, чтобы получить конкретные ответы (да, зачастую неправильно поставленные вопросы служат причиной неэффективной коммуникации) 
  • Types of conversations & challenging conversations (бывают такие ситуации, что ходишь вокруг да около и не можешь решиться “поговорить об этом”) 
  • Written Communication – прям актуальненько в наше время (и это не только про emails, а еще и про то как ваше короткое сообщение в мессенджере может “прозвучать” для получателя)
  • О таких популярных сегодня понятиях как Empathy и Emotional Intelligence 

 


Буду рада познакомиться, пообщаться, рассказать про курс более подробно и, надеюсь, поработать с вами (ближайшее доступное время для организации такого курса – середина апреля) Возможны как онлайн, так и офлайн форматы.

Email: kate@yatskevich.com

LinkedIn

Telegram: @katetheteacher